Библейский Культурно-Исторический Комментарий. Часть 1. Ветхий Завет
1:1-15 Повеление Господа построить храм
1:1. Хронология. Указание точной цаты возвещения аоорочества характерно для произведений послепленного времени. Упоминаемый здесь царь — Дарий I, который захватал преете л в Персии 29 сентября 522 г до н. э. Это случилось после продолжавшихся почти в течение семи месяцев волнений, которые начались в империи с восстания Гауматы 11 марта и охвата им власти 1 июля того же года — после смерти Камбиза. Неспокойная обстанов) а в стране продолж шась и в царствование Дария, о чем свидетелоствус г надпись на Бехистунской скале. Время, указанное в этом стихе, приходится на 29 августа 520 г. до н. э.
1:1. Зоровавель. Зоровавель был наследником Давидова престола (внук Иехонии; см. коммент. к 4 Цар. 24) и занимал пост наместника Иудеи при персидском царе Дарии I. С Зоровавелем было связано много ожиданий, имеющих мессианский отт «ж. Несомненно, некоторые над шись, что он воздвигнет обетованное царство и освободи г народ от персидского j абства. Хотя Зоровавель исполнял преимущественно светские обязанности, в Книге Ездры ему и священнику Иисусу приписывается заслуга восстановления Иерусалимского храма. Будучи наместником персидского царя, он отвечал за исполнение закона и поддержание порядка, а также за сбор налогоь. Хотя Зоровавель был последним из династии Да зада, кто занимал пост правителя, археологи обнаружили печать Шеломифи (в 1 Пар. 3:19 упоминается как дочь Зоровавеля), судя по которой, она могла быть либо женой, либо официальным лицом у губернатора Елнафана, который стал преемником Зоровавеля на этом посту.
1:1. Иисус. Иисус был первосвященником в начале послепленного периода. Его дед Сераия был убит Навуходоносором, когда вавилоняне завоевали Иерусалим (4 Цар. 25:18—21; следует от мстить, что и Ездра прс - исходил из семейс.ва Сераии, см.: 7:1). Будучи царским наследником, Зоровавель служил наместником, но его полномочия были ограничены, поскольку Иудея все еще находилась под контролем Персии (чтобь не создавать конкуренции п)рсид- скому царю). Таким образом, общественное управление бь ло поделено между наместником и первосвященником, причем последний пользовался большей властью. О нем известно мало, кроме того, что он был одним из старейшин, который помогал восста- навли! зть храм. В современных небиблейских источниках он не упоминает :я. 1:4. Дома украшенные. «Украшенные» в данном случае означает «полностью законченные», «отделанные». Ихдома находились не в пооцессе строительства, а уже служили жилищем, тогда ка» храм оставался в запустении. Понятие «украшенные» не подразумевает особой роскоши или расточительности, хотя обшивка панелями была недеще- вой затеей. Деревянными панелями частные дома обычно не обшивали, хотя, например, при. вс р с престолом у Соломона был покрыт кедром (3 Цар. 7:7).
1:7. Роль пророков в восстановлении хрг
В VII в. до н. э. ассирийские прореки вдохновили царей Асархаддона и Аи.шугюан и пала на восстановление храмов их богов. Переданное через пророков повеление богов считалось! ешающим ^актором,позволяющим царю заняться строительством. Дать полномочия на I троительствоиливосс ганов- ление храма мог только тот бог, которому предстояло в нем обитать. 1:15. Хронология. Указанная здесь дата — 21 сентября 520 г. до н. э., через три с половиной недели после первого пророчества.
2:1. Хронология. Дата — 17 октября 520 г. до н. э., через семь недель после первого пророчества.
2:3,4. Слава храма и присутствие Божье. Великолепие храма было обусловлено, главным образом, стремлением сделать его привлекательным для божества. Почтение к божеству проявлялось в богатстве и роскоши здания и его убранства. Считалось даже, что это необходимо, чтобы побудить бож^ :тво сделать храм своим жилищем. Но Аггей развеивает эти опасения, заверяя, что Господь согласен пребывать даже в таком невзрачном храме, который впоследствии Он сделает великолепным.
2:10. Хронология. Дата — 1£ декабря 520 г. до н. э., три с половиной месяца спустя после первого шорочества. 2:12. Передача святости. «Освященное мясо» освящало все, чего оно касалось (напр., полы одежды), но эти вещи, в свою очередь, не освящали ничего, что к ним прикасалось. Ситуация, описанная здесь, была типична для того времени. Жертвенник был восстановлен через несколько лет после возвращения из плена (535 г. до н. э.), но храм еще не был перестроен. Это означает, что жертвенное мясо нельзя было, как это полагалось, есть в пределах храма, и пищу приходилось переносить в другое место, Тула, где совершалась трапеза. Правила, регулирующие перенесение жертвенного мяса, нигде в Библии не описываются, но, вероятно, известны иудеям по устным преданиям. Закон в Лев. 6:27 гласит, что всяк *й, кто прикосне "ся к мясу жертвы за грех, освя- тится, а если кровью этой жертвы будет обрызгала одежда, ее следует омыть на святом месте.
2:13. Передача скверны. Ритуальное осквернение, однако, передавалось через контакт, как заразная болезнь (см. коммент. к
Лев. 11:8; 22:3—9). Самое большое осквернение происходило в результате прикосновения к мертвому телу. Те, кто быг ритуально нечист, не могли участвовать в богослужении (напр.: Чис. 9:6; см. также коммент. к Чис. 9:11) и нередко даже выдворялись за стан (Чис. 5:2). Таким образом, пища, к которой они прикасались, считалась нечистой.
2:17. Ржавчина, блеклость и град как наказание Божье. Этобыли типичные наказания, предназначенные Богом для исправления в Древнем Израиле (см. коммент. к Ам. 4:9). «Ржавчина» происходит от древнееврейского понятия, обозначай щего жгучий ветер. Обычно так называют горючий восточный ветер, который дует из пустыни. Он иссушает растения, приводя их к i ибели. < Блеклость» относится к заболеванию растений, вызванному особым грибком. Это часто связывали с засухой или, наоборот, с обильными дождями. Град обычно conpoi ождался сильным ветром и мог уничтожить урожай. Он. наряду с другими стихийными явлениями, нередко относился к каре Божьей (см. коммент. к Ьав. 10:11).
2:18. Хронология. Дата заложения храма Господня определяется как 18 декабря 520 г. до н. э. (как и во 2:10). Таким образом, эта дата была для An я чрезвычайно важной.
2:23. Пе« гь. Это могла быть либо цилинд- оическая печать, kotodjto носили на шее на шнуре, продетом сквозь ее отверстия, либо печать в виде перстня, которая, скорее всего, и имеется в еиду здесь. Цилиндрические печати были широко распространены в Месопотамии, а печати в виде перстня использовалась в Изр 1иле. Тысячи цилиндрических печатей и перстней-печаток были обнаружены при раскопках в Месопотамии и Сирии-Палестине, соответственно. Они были знаком, удостоверявшим власть, личность и собственность.
Этот материал еще не обсуждался.